18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Три выставки недели

Метаморфозы реализма XXI века в Русском музее, городские пейзажи Никиты Макарова в усадьбе Муравьевых-Апостолов, персональная выставка Димитрия Семакова в Московском музее современного искусства

Выставка, посвященная реализму в ХХI веке, открывшаяся в Государственном Русском музее, скорее попытка угадать, в каком направлении будет двигаться один из магистральных стилей в отечественном искусстве, чем уже сложившаяся картина настоящего — новое тысячелетие стартовало недавно. «Наши представления еще потребуют многократной перезагрузки», — уточняет куратор проекта Любовь Шакирова. Тем более что и понятие «реализм» давно утратило четкие границы: реализмов сегодня много, и они разные. В том, насколько разные, можно воочию убедиться, пройдясь по экспозиции с работами художников, в большинстве своем вышедших на арт-сцену в 1990-е годы и позднее. Это и пародийный соцреализм тандема Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, и неоакадемизм Тимура Новикова, и суровая монументальность напоминающих фресковую живопись полотен Ильи Гапонова и Кирилла Котешова. Там же «Человеческий проект» Керима Рагимова — попытка остановить мгновения многократно ускорившейся жизни, зафиксировав их на холсте маслом. В «Рекламной конструкции» Павла Отдельнова та же тема быстротечности времени, символом которой становится автострада с нависшими над ней рекламными щитами. Однако, в какой бы эстетике ни работали представленные художники, уже можно уверенно заявить: потенциал реализма далеко не исчерпан. «Россия. Реализм. ХХI век» открыта до конца января.


Персональная выставка Димитрия Семакова «Структуры времени» в Московском музее современного искусства впервые в одном пространстве объединила главные живописные серии известного художника, создаваемые им на протяжении последних 30 лет в разных странах и городах мира. В экспозицию также включены его новые картины, скульптуры и инсталляции. Основная тема работ Семакова — экспрессивных, эмоционально вибрирующих — архитектура, но не сама по себе, а как некий многозначный символ ушедших эпох, культур и цивилизаций и в конечном счете категории времени как такового. Об этом и названия четырех разделов экспозиции, занявшей четыре этажа музейного пространства: «Врата: возвращение», «Башни: поиск», «Арки: соединение», «Свет: торжество». Своими впечатлениями от встроенных в каждый из этих контекстов картин зрители могут поделиться непосредственно с их автором в социальных сетях, используя хештег или инстаграм-страницу художника. До 6 декабря.


Выставка с интригующим названием «География воздуха» в московском доме-музее «Усадьба Муравьевых-Апостолов» представляет около 40 новых работ живописца, члена-корреспондента Российской академии художеств Никиты Макарова. Если говорить о географии, то она на этой выставке присутствует зримо: городские и архитектурные пейзажи Макарова написаны главным образом в Италии и Франции. Что же касается воздуха, тоже включенного в название проекта, — его в этих легких прозрачных ведутах, продолжающих европейские традиции жанра, тоже более чем достаточно. Работая по старинке темперой на доске, используя вместо мазков точки и штрихи, напоминающие рукотворные пиксели, Макаров постепенно воссоздает увлекший его вид, погружая его в зыбкое, как кружево, и легкое, как дуновение ветра, воздушное пространство. В результате возникают образы, с одной стороны, увиденные глазом нашего современника, с другой — пронизанные ностальгией по ушедшей культуре старой Европы. До 12 декабря.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+